psy_new


Esalen Dreams, или Пикник на Обочине


Previous Entry Share Next Entry
Разработка мечты
летучее
kedra wrote in psy_new

 

Новые культурные формы

(«Русский Эсален»)



Черты нового сознания (спонтанно):

 

·         Ориентация на Дух вне конфессиональной принадлежности и на открытое озвучивание/воплощение его проявлений.

·         «Игровая» направленность; понимания социокультурной обсловленности реальности. При этом понимание этой обусловленности как рабочего инструмента, а не как неподлинности.

·         Человечность, сочувствие.



Воодушевляющие черты Эсалена:

·         Дух, направленный на развитие сознания в понимании неконфессиональной духовности в постиндустриальную эпоху.

Ø      Последнее важно, ибо общественное сознание России, как правило, живет в индустриальной и до-индустриальном времени. Просто говоря (чтобы не писать здесь трактат), в «воздухе» Эсалена присутствуют тени (духи) Юнга, Грофа, Кастанеды, Перлза, постмодерна, экологических утопий, Азимова, Бредбери и т.п., а не астрологии, Блаватской, таро и местных гуру, как в России.

Ø      Непрофанность.

Ø      Здесь и сейчас.

 

·         Развитое представление о Другом. Выделение как единиц развития индивидуальности и сообщества; наличие представления о культуре и о различных культурах. Последнее, конечно, в американском исполнении – «но все-таки».

 

·         Постнаучная ориентация, состоящая в довольно «объективном» сборе воодушевляющих идей и способов работы с сознанием и развитием человеческого потенциала.

 

·         Личностная ориентация:

Ø      Применение и развитие идей и методов работы с сознанием происходит внутри индивидуализированной культурной формы. То есть не «все и всегда» - а то, с чем вступил в контакт именно Эсален и что вступило в контакт с Эсаленом.

Ø      Ни одна встреча не происходит случайно. Эта личностная ориентация не является мистически-ориентированной в русском смысле, не превращается в мессианскую идею. «Неслучайность» встречи, возможно, будет маленьким камешком, шажком осознания себя здесь-и-сейчас без всякого признака мессианства, которое есть в трактовке слова «не случайно» в России. Но тем не менее, этот практический шажок будет обязательно.

 

·         Многофокусность и многозадачность. Способы работы с сознанием как Театр. Отсутствие доминирования какой-то определенной системы представлений. Не-выделение семинаров (за которые, между прочим, платят деньги) как базового средства развития сознания.





Цели многофокусного пространства.

Сбор и изучение культурных практик, в которых происходит становление нового сознания.

Способствовать становлению новых социокультурных форм и обмену опытом между ними.
(не дописано).

 

В качестве новых культурных практик (социокультурных форм) имеются в виду:

·         Искусство – эксперименты в области театра живописи, литературы, музыки и т.д., имеющие измерение непосредственной коммуникации людей (с созданием комьюнити или без оного).

·         Наука – новые формы организации взаимодействия в научном сообществе. Здесь история двойственная: с одной стороны, многие области деятельности имеют довольно строго определенные формы и границы (например, математика и физика не предполагают  сильных инноваций в плене коммуникации специалистов между собой, а если они и есть – то главный вектор развития этих наук лежит не в них. А вот что касается наук о человеке – возможны прямые соответствия между культурными формами и этими науками.
Особенно стоит обратить внимание на социологию, психологию и культурологию – именно в этих областях традиционно обсуждалась тематика «нового сознания».

·         «Духовные» практики и Нью Эйдж. Это область, где заявленная тема активно обсуждается и развивается. К сожалению, «новое», «инновационность» - равно как и противоположный полюс «древность», «традиция», лежащая на другом конце шкалы, является тем, что в этих областях активно продается. Коммерциализация способствует «подменам» и выработке удобного «шаблона», на самом деле стагнирующего формы культуры и сознания, но позволяющего имитировать их.

·         Практики «образа жизни» - скорее не в индивидуальном плане, а в измерении комьюнити: от экопоселений до театральных комьюнити.


В целом имеются в виду культурные практики, имеющие ценностное измерение и определяющие образ жизни их создателей.




Сейчас видны следующие черты новых культурных форм и нового сознания:
(пишу спонтанно; это далеко не все):

·         Открытость новым людям как соавторам (не клиентами или зрителям) вместе с наличием довольно четкой идеи и задачи события). Любой человек, приехавший на ПХ, может включится в фестиваль на равных. Но любой пришедший в область психологии сталкивается с системой статусов. Форма не образует внутри себя «двоемыслия», если система неформальных статусов и формальных не связана друг с другом.

 

·         Многофокусность и междисциплинарность; работа с социальным архетипом. (Конечно, называться он может по-другому или не называться никак).

 

·         Межинституциональное позиционирование (новые культурные формы не лежат в рамках отдельного социального института; будь то институт театра или психологии). Работа с идентичностями, т.е. выход из культурно-ролевого понимания себя в область большей идентичности (будь это «человек»; «творческий человек»; «человек нового времени»; «тот, кому не все разно») – «возврат назад» - формирование новой социокультурной идентичности, включающей практику метазадачи. «Те, кому не все равно» тушат пожары и спасают детей, а не рассуждают об этом; те, кто за свободное творчество, делают фестиваль «Пустые Холмы».

 

·         Отсутствие «сектанского сознания»: идентичность культурного события осознанно возвращается в социокультурное поле, не оставаясь на уровне «детей света» или «носителей нового знания».

·        
Как правило, жизнь в постюнгианском, постмодернистском пространстве условной роли верований. Выход за пределы «общепринятого» культурного мифа; с чем связана актуальность тем профанации/ложности-подлинности; пластмассового-живого и т.д.

 

·         (Возможно) Интернет-сообщество и его новые возможности (как «заход» на гражданское общество).



Россия:
Ресурсные составляющие российской культуры:

 

·         Необязательность и неопределенность социальных рамок и границ, приводящая к возможности легкого выхода из статусно-ролевого взаимодействия на значимые социокультурные темы.

 

·         Легкая возможность личностного взаимодействия.

 

·         Наличие в обществе сред, обладающих богатым культурным потенциалом. Русская интеллигенция с ее кружками и культурной активностью, протестное движение, приобретавшее лесные формы; слой пишуших людей. Из последних практик образовавшиеся в последние 10 лет фестивали, в первую очередь, Пустые Холмы и Радуга).

Риски российской культуры.

 

·         «Дикий» капитализм ставит границу легитимному развитию действительно новых форм чего-либо. Они коммерчески невыгодны в условиях «трубы».

 

·         Легитимность «дикому капитализму» (по-простому, склонность на всем зарабатывать деньги) приводит к подмене тем. Так как инновационность является вкусным словом, она «покупается», и вокруг слова «новшество» и «инновация» строится внешняя или внутренняя рекламная компания. Сами же инновации не производятся, ибо это затратно. Соответственно, ситуация снижает общественное доверие к словосочетанию (пример – «сколково» и «нанотехнологии»).

·         Сегодняшняя актуальная проблема:

«Повинен в бескорыстии».
На знаю, насколько это общая тема, а насколько моя частно-параноидальная.
Становление новых культурных форм «не может быть коммерчески-выгодным, ибо продается шаблон; готовый продукт; работающий на стереотип, на компенсацию некоторой нужды.

Одновременно оно не может быть коммерчески-невыгодным, ибо тогда оно доказывает свою нежизнеспособность и примыкает к городским сумасшедшим (которые иногда народ очень достойный, но речь сейчас не о них).

(недописано)

Формы работы с темой становления нового сознания.


Практика работы с темой новых культурных форм и нового сознания является одной из форм ее изучения.



Видятся следующие формы работы с темой новых культурных форм и нового сознания:
Классические формы могут сплетаться в новое единство:

  • Исследования
  • Творческая деятельность.
  • Встречи личные/групповые.
  • Посещение тематических культурных мероприятий, близких по теме (театры, выставки, лекции).

 

В рамках встреч видятся следующие форматы:

 

Малые формы:

Взаимо-консультирование; взаимо-психотерапия. (Это и так происходит; необходимо более четкое задание вектора)

Формат «Встреча». Видится три пространства: 1. Дома 2. Посещение культурного события - Поездка в пампасы.

Интернет общение (письма-Скайп)


Большая форма:

 «Становление нового сознания и новых культурных форм в России»:
Конференция с открытой темой.

 


?

Log in

No account? Create an account